ГНОСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В DS
Сначала, хочется подчеркнуть, что речь будет идти только лишь о мотивах. Иными словами, про некоторые сюжетные контуры, которые могут иметь сходства с тем что мы видим в DS. Этот текст, всего лишь скромная попытка нащупать возможные параллели с древней мифологией.
Также хочется отметить что гностические мотивы активно используются во многих других произведениях японских авторов. Например, аниме Neon Genesis Evangelion, jrpg Xenogears/Xenosaga, а стихи гностического поэта Уильяма Блейка использованы в тизерах нового проекта Хидео Кодзимы Death Stranding.
Гностицизм (от др.-греч.— «познающий») — общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений.
В гностицизме, земной мир представляется иллюзорным, грудой мусора достойной разрушения. Разрушение - это задача гностика, достижимое обладанием тайного знания, которые возвысит и воссоединит его истинную сущность/искру света с надмирной полнотой чистого света/Отца.
Между частичкой заключенной в душе человека и запредельной целостностью, как преграда, стоит демоническое семейство угнетателей- правители-творцы материального мира.
Являясь низшими божествами-функциями, они представляют собой как силы природы, так и психические персонификации надзирая человечество, во главе с вышестоящим Всепожирающим Огнем, Корнем великого древа Бытия.
Земной мир, это темница поделенная на сферы влияния, подобно концентрическим изолированным оболочкам. Как опекун своей оболочки каждое божество преграждает проход душам, что ищут восхождения после смерти.
Мотив иллюзорности мира, как коварный план божеств, сдерживающих потенциал человечества, ярко прослеживается на всем протяжении истории мира дс, Гвин, со слов Кааса, он "...приказал своим детям направлять людей. Гвин затуманил твое прошлое...", Владыка Пигмеев говорит "Если ты еще человек, то очень скоро тебя начнет разбирать желание. Желание проклясть богов и сравнять с землей эту навозную кучу". А сон Филианоры - это обман, содержащий тайну - темную душу. Старая Карга любующаяся грандиозным пейзажем сообщает, что глядя на эту свалку можно представить так, как себя чувствуют боги.
Такое сценическое пространство человеческой жизни в общих чертах описывается, как прибывание в забвении с чувством отчужденности, заброшенности и разорванности, снедаемая ностальгией по потерянному источнику ее сущности. Несовершенные органы чувств, воспринимающие окружающий иллюзорный мир материи, по определению не могут познать истину, но тайное знание (гнозис), подаренное первым людям от вестника (зачастую это первородный змей), способно сделать взор умозрительным, устремлённым не вовне, а на самом себе, минуя все преграды телесности, т.е. даже сквозь бездну теневой стороны сознательного.
Мотив взгляда "вовнутрь", также часто поднимается в мире дс. Например, Рыцари города за стеной "Наматывая на головы ткань, тронутую Бездной, - слой за слоем, так, чтобы она скрывала их глаза, рыцари пытались разглядеть то, что скрыла от них печать огня. Хотя бы в малом не подчиниться воле богов."
Дар пробуждения от сна забвения, как знание истиной судьбы человечества принадлежит Каасу "Только мне известна правда о твоей судьбе" - говорит он.
Далее, на мой взгляд, самый интересный мотив, который прослеживается в истории мира дс, это -"Спасение спасителя".
В "Мифе о жемчужине" c комментариями Ганса Йонаса (из книги "Гностическая религия" 1958г.), Изначальный человек будучи маленьким ребенком, был отправлен своими небесными родителями в королевство тьмы и рабства, чтобы добыть драгоценный камень - жемчужину ("жемчужина" – одна из постоянных метафор для "души"), охраняемую драконом хаоса. Сменяя свои царские одеяния на грязные и мирские (символизируя переход к земному облику и смешению света с тьмой материи), чтобы не быть заподозренным как пришедший извне, он уподобляется местным жителям. Но его план не сработал и они хитростью втерлись к нему в доверие и погрузили его в глубокий сон (также там говорится, что они заставили его служить их королям, так что, это метафора забвения о самом себе). Небесные родители узнав беде, посылают к нему вестника который пробуждает его.
Очень интересна его радостная речь после пробуждения. Видя свои потерянные царские одежды, он говорит о них, как о зеркальном отображении себя. Как рассеянное по миру "второе я" стремящиеся к воссоединению "Я увидел также трепещущие над ними волны гнозиса. Я увидел, что они хотят заговорить, и постиг звуки их песен, которые они шептали на пути вниз..", "...и моя страстная любовь побуждала меня бежать к ним и получить их. И я дотянулся до них и взял их, и украсил себя красотой их цвета.". Воссоединившись со своим "двойником", он такими словами заканчивает свою речь "Он радостно приветствовал меня, и я был с ним в его царстве, и все его слуги торжественно хвалили его за то, что он пообещал мне прибытие ко двору Царя Царей, и за то, что, взяв свою Жемчужину, я пребуду вместе с ним."
Что-то похожее можно разглядеть в игре. Пробужденный Каасом, Манус способен дотянуться до главного героя и ухватит, унеся в свой мир. Возможно, видя в избранном отражение себя как в осколке своего брошенного человечества, как в том кто заберет его душу и станет Темным Повелителем.
В отношении Мануса, Заря Олачиля говорит что, "Мой разум был затуманен, но некоторые чувства я хорошо помню. Мучительную тоску о потерянной радости, предмете страсти, надежду все вернуть... Могут ли эти мысли принадлежать зверю из Бездны? Но если так, возможно, это был и не зверь?". В заклинании из его души "Душа наполняется завистью или, возможно, любовью и устремляется на встречу цели, несмотря на неизбежность трагического конца."